» Центр профессиональной реабилитации

 

Центр профессиональной реабилитации

 

В 2000 г. на базе учреждения образования «Бобруйский государственный строительный профессионально-технический колледж» был создан Центр профессиональной и социальной реабилитации для детей с особенностями психофизического развития. К тому времени это был второй Центр в области и создан он был именно на базе Бобруйска потому, что с 1997г. Бобруйский строительный колледж имел успешный опыт профессионального обучения детей с диагнозом «легкая интеллектуальная недостаточность». За годы работы Центра профессию строителя получили более 600 учащихся с интеллектуальной недостаточностью.  В разные годы обучение происходило по различным профессиям: и столяр, и сантехник, и мостовщик, но закрепились только самые популярные профессии отделочников – «штукатур», «маляр», «облицовщик-плиточник».

 В Центр  для обучения принимаются выпускники 1 отделения вспомогательных школ и интегрированных классов, имеющие диагноз «легкая интеллектуальная недостаточность». В связи с особенностями контингента  целью  деятельности Центра является  создание условий для получения такими учащимися образования и квалификации в соответствии с их возможностями и для дальнейшей успешной интеграции их в общество.

Для этого в Центре создана специальная образовательная среда,  которая предусматривает отдельные классы для обучения учащихся с ОПФР   и отдельные мастерские. 

Обучаются ребята в небольших группах – не более 12 человек. На тех предметах, где индивидуальная помощь преподавателя особенно необходима, группа делится на подгруппы – по 6 человек. Работа с каждым конкретным учащимся на уроке выстраивается,  ориентируясь на рекомендации психолога, которые  учитывают особенности каждого ребенка.  Преподавателями и мастерами производственного обучения в группах Центра работают  опытные  специалисты  колледжа, которые адаптировали  учебный материал к интеллектуальным особенностям детей. Специально для учащихся Центра разработаны  наглядные пособия и дидактический  материал.

Обучение профессии начинается  в мастерских колледжа и оттачивается на производственной практике, которую учащиеся проходят (по желанию) в Бобруйске или по месту жительства. Для того, чтобы облегчить в будущем вхождение в незнакомый рабочий коллектив, практика организуется на самых разных строительных объектах города. Учащиеся Центра работали на возведении таких крупных сооружений города как: ледовый дворец «Бобруйск- Арена», торговый центр «Корона», монолитные жилые дома. Участие ребят Центра в строительстве таких ответственных  объектов говорит о том, что их профессиональная подготовка находится на достаточном уровне. Во время практики 75% заработанных денег перечисляется самим учащимся. Весной 2012г. средняя заработная плата добросовестных учащихся составила в среднем один миллион рублей (у работавших в частных организациях – около двух миллионов). Освоив необходимые навыки, ребята имеют возможность дополнительно зарабатывать и на каникулах. Летом 2012г. в составе стройотрядов колледжа ребята Центра работали на строительстве молочно-товарных ферм, где  заработали от 3,5 до 6,5 миллионов рублей в месяц.

Срок обучения в колледже – 1 год 10 месяцев. На первом курсе учащиеся осваивают профессию «штукатур», на втором «маляр» или «облицовщик-плиточник». После окончания колледжа  всем выпускникам гарантировано трудоустройство в пределах республики (по желанию возможно трудоустройство по месту жительства). Профессия строителя является очень востребованной во всем мире, поэтому после необходимого 1 года отработки, многие выпускники имеют возможность самостоятельно  устроиться на работу и за пределами РБ. Отдельные выпускники Центра, ставшие хорошими специалистами, работают плиточниками в Москве.

Всем иногородним студентам предоставляется общежитие. Все учащиеся обеспечиваются бесплатным горячим обедом в столовой колледжа. Учащиеся, чьи семьи относятся (согласно предоставленным справкам) к категории малообеспеченных семей, обеспечиваются трехразовым питанием.  В общежитии колледжа с учащимися Центра работают воспитатели, которые помогают наладить быт и решать возникающие проблемы.

Обучение в Центре профессиональной и социальной реабилитации для детей с особенностями психофизического развития дает возможность таким детям адаптироваться в обществе и стать конкурентно способными на рынке труда.

Преимущество  профессионального обучения в Центре по сравнению с интегрированными группами учебных заведений состоит в том, что малая наполняемость групп и специально созданные условия обучения способствуют более успешному профессиональному росту, что ежегодно подтверждается удачным жизнеустройством выпускников УО «БГСПТК».

 

 

Учиться можно весело и интересно!

Когда учеба в удовольствие, то и уроки проходят незаметно.  А если урок альтернативный, т.е.  проходит в нетрадиционной форме, и совместно с другими группами, то 45 минут пролетают мгновенно.

         Именно такой урок в игровой форме по предмету «материаловедение»  прошел среди групп Центра профессиональной и социальной реабилитации.

Все начиналось с чистого листа, вернее вот с такой доски: 

Команды первокурсников занимали свои места и с опаской посматривали на соперников.  Им предстояло не только продемонстрировать знания, но и держать экзамен на сплоченность и  взаимовыручку:

         Жюри представлено, задания розданы, урок начался!

         Один за одним летят командам замысловатые профессиональные вопросы, и нужно быть начеку, чтобы первыми дать ответ:

         В таком  соревновании требуется не только знать самому, но и уметь доказать свою точку зрения команде:

         Многое зависело от капитанов, именно они решали, чья версия станет общекомандным ответом. А чуть позже самим капитанам предстояло сразиться друг с другом на звание «лучшего эксперта» по стройматериалам:

         Пока трудились капитаны, и звучали стихи о выбранной профессии, болельщики энергично поддерживали свои команды:

Команды так вошли в азарт, что не заметили как урок подошел к концу!  Кто же окажется  первым?

 Итоговые баллы жюри занесены на доску,  все замерли в напряжении - чья команда сработала слаженнее и дружнее всех?

Команда «Дружная» оправдала свое название!

 «Лучшим экспертом» стала капитан  команды «Костер», а лучшим чтецом - игрок команды «Будильник». Фото -108, 112

Так держать, ребята!