Как химию познать

Как химию познатьНесомненно, каждый педагог стремится к тому, чтобы его предмет вызывал большой интерес у учеников. Мы привыкли к тому, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика, и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик – личность, с которой нельзя не считаться. Отсюда следует, что необходимо сделать из него активного соучастника учебного процесса. Поэтому педагогу нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
Самостоятельное открытие доставляет ученику огромное удовольствие, позволяет понять свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Он самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций ребенок хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а, что более ценно, к самому процессу познания. Как показывает многолетний опыт, развитию познавательных и творческих интересов у учащихся колледжа способствуют различные виды технологий: компьютерные, проблемного и исследовательского обучения, игрового обучения, использование тестов.
Использование компьютера и мультимедийных установок дает положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, а также позволяет на практике реализовать такие методы обучения, как деловые игры, решение проблемной ситуации, презентации. На своих уроках я стараюсь использовать различные программы на компакт-дисках, которые помогают закрепить и систематизировать полученные учащимися знания. Использование на уроках программы «Виртуальная лаборатория» позволяет на экране продемонстрировать те опыты, которые в рамках школьной лаборатории провести невозможно по тем или иным причинам.
Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Интеллектуально-творческие игры стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность самоутвердиться и реализовать себя через игру, помогают восполнить дефицит общения. Они могут быть использованы не только во внеклассной деятельности, но и на уроках. Для закрепления материала можно использовать следующие дидактические игры: «Химические кубики», «Химическое лото», «Крестики-нолики», «Найди ошибку», «Химический бой». На внеклассных занятиях я провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: «КВН», «Что, где, когда», «Звездный час».
Необходимо отметить, что использование тестовых заданий на уроках химии играет огромную роль в процессе внедрения новых технологий. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний и умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля, обеспечивающей равные для всех обучаемых условия.
При организации учебной деятельности учащихся, направленной на решение творческих задач, на уроках химии целесообразно применять групповые формы работы, которые создают атмосферу творческого сотрудничества. В одну группу можно включить способных, быстро соображающих, критически оценивающих, скрупулезных и особенно «рисковых» учащихся. Знания и умения приобретаются учащимися в ходе обсуждения, ненавязчиво.
Современный ученик стал другим, многознающим: «это я видел», «это я слышал», «это я читал». Он получает огромный поток научной информации вне школы, вне урока. Почти в каждой семье есть справочники, энциклопедии, компьютеры. Поэтому использование современных образовательных технологий на уроках просто необходимо для того, чтобы заинтересовать учащихся, развивать их личностный творческий потенциал.

По материалам Татьяны Богдан

24.11.2012